Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Category:

Исторический реализм Павла Рыженко

Оригинал взят у little_manul в Исторический реализм Павла Рыженко
Оригинал взят у bastet76 в Исторический реализм Павла Рыженко
Шла я на днях по улице Малышева в Екатеринбурге, мимо областного краеведческого музея, и вдруг увидела на нём плакат: "Исторический реализм. Персональная выставка художника Павла Рыженко".

Про Рыженко я совсем недавно узнала из сети, и не гадала-не думала, что появится возможность увидеть его картины "по-настоящему". Естественно, задвинула подальше текущие дела и пошла на выставку.
Ну что... На эти картины надо смотреть. Не только потому, что некоторые полотна очень большие, многофигурные, и никакая репродукция в сети не передаст полностью ни весь их символизм, ни масштаб.

Но ещё и потому, что только так чувствуешь, как встаёт рядом с тобой живая русская история. Что все эти люди, жившие и умиравшие во славу России - были. По-другому смотришь уже и на историю, и на тех, кто её творил когда-то, и на веру, и на русскую честь, и на себя самого...
Спасибо музею - на выставке можно было фотографировать. Под катом - фотографии девяти полотен Павла Рыженко, с комментариями художника, которые я выношу с пояснительных стендов и таблиц. Всего на выставке было тридцать четыре картины.
А сам художник в прошлом году умер. Очень-очень жаль... Талант был масштаба Нестерова или Константина Васильева.

Осторожно, картинки под катом - большие!


Великокняжеский меч
"Вопрос власти всегда стоял перед человеком. Многие стремятся к ней, но, получив, тут же используют её на пользу лично себе. Но не таков был великий князь Дмитрий Донской, который молится в храме за своего сына Василия, дабы тот понёс его Великокняжеский меч - тяжкий крест службы. Разные были у нас властелины до 1917-го. Одарённые и нет, жестокие и святые, но все они были людьми глубоко верующими. И власть они воспринимали именно как послушание - служить России. Когда же являлись на Руси самозванцы, то сразу возникало смутное время, которое никому не казалось естественным. Это время преодолевали - и вновь восходил на престол государь, несущий на своих плечах тяжкий крест Власти..."


Невская битва
"Известно, что великий князь получил своё прозвище Невский именно после сражения в устье Невы. Сражение разыгралось со шведами, ведомыми ярлом Биргером. Ярл предупредил Александра, что идёт забирать его землю. Он предложил юному князю сдаться: кичился, был уверен в силе своего опытного отряда, где кроме него было ещё несколько рыцарей. Именно его грамотой и вытирает Александр Невский свой меч. После этой битвы широко стала известной фраза, ставшая крылатой и пережившая века: "Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет".
Ну, а нам же важно вспомнить другое его изречение: "Не в силе Бог, а в правде".


Царёво молчание
"Молчит и молится, обозревая свои дела, Царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный.
Не мельтешит, не оправдывается, не составляет пиар-компаний. Знает он, что будет оболган, завален смрадом брехни "воспоминаний" его врагов и прощённых им бояр. Знает и молчит. Дела его, а не болтовня о нём свидетельствуют громче и громче. Возможно, и эта картина послужит для русского зрителя поводом задуматься: почему первый и последний русские цари подвергались в истории такому охаиванию?
Почему без фактов, но опираясь лишь на воспоминания, принято судить у нас тех, кто несёт самый тяжёлый ответ - ответ не только за себя, но и за свой народ?"


Стоход
"...Перед революцией, в 1916 году, генералы Алексеев, Брусилов, Эверт, думские лидеры -словом, так называемая общественность, в которую входило до 90% интеллигенции всех видов - не хотели никакой победы в войне для царской, христианской России. Впоследствии вся эта масса создала Белое движение, конец которого был предрешён. Именно уничтожение железной русской старой Гвардии под Ковелем было залогом успеха в общенациональном самоубийстве. На картине изображена знаменитая группа лейб-гвардии Преображенского полка, оставшегося стоять под градом пуль, под шрапнелью...
Увязая в стоходских болотах, двинулись на выручку своему Знамени славные преображенцы. Ринулись, защищая нашу общую Честь. Не выгоду, не тёплые, нагретые гнёздышки, но Честь русскую и будущую Победу России, которая, как Гвардия, в одиночку стоит посреди мира со своим знамением под огнём ненависти..."


Победа Пересвета
"...Известно из летописного свода и "Задонщины", что после сшибки конь Челубея осел вместе со своим гигантским седоком, пронзённым насквозь. Пересвет же, вероятно, проживший после удара несколько секунд, удержался в седле. И вот именно этот момент, когда дух воина начинает отходить к Богу, я и хотел отобразить. Остановить его, чтобы мы, люди, живущие в каше дел, склок, раздоров, но не потерявшие до конца право называться русскими, взглянули в глаза Пересвета. Чтобы мы почувствовали, насколько высокую цену заплатили наши предки, чтобы мы могли жить, реализовывать наши таланты, вырастить детей и спокойно умереть в кругу своей семьи".


Александр Третий
"...Великого государя Александра III никогда не любили наши западноевропейские партнёры. И он знал им цену. Цену договорам с ними, цену их миролюбию и их прогрессивности. Известен факт, что Государь, большой поклонник рыбной ловли, был как раз на рыбалке, когда к нему на приём явились послы европейских стран. Дипломаты попросили доложить о себе, но Государь наш не имел обычая менять свои привычки в угоду политикам. Он передал ответ в только ему одному свойственной манере: "Пока русский Царь ловит рыбу, Европа может подождать". Именно ему принадлежит и напоминание нам: "У России есть лишь два союзника - её армия и флот".


Челубей
"...Как и Пересвет, он укреплял свой дух. Но Пересвет молился, он шёл к жизни вечной, Пересвет радовался. Челубей же, будучи буддистом, размышлял. Он, окружённый падальщиками, обкуривал своё оружие. Именно это оружие должно было сразить христианина, схимника, пробить дорогу Мамаю. Это оружие должно было уничтожить зарождающуюся могучую Россию. Однако потомки Челубея сами влились в русскую реку. Служили России до смерти. Именно потомки Челубея воевали в Ливонии в рядах воинства Иоанна Грозного, стояли против Ваффен-СС на Курской дуге. Это та тайна русской истории, которая уже окутала Челубея. Великого воина, пока ещё не знающего, что ждёт его и потомков..."


Стояние на костях
"...Совершенно непонятно, почему ни один художник не обращался к этой части грандиозного события, которое именуется Куликовской битвой. В летописи это - "Стояние на костях", то есть прощание побратимов этой сечи. Прощание живых и мёртвых.
Долго, до снега стоял Дмитрий Иоаннович в огромном, заваленном трупами поле. Он один понимал, что произошло здесь, на одном из бескрайних полей, в истоках Дона. Именно поэтому я выделил одинокую фигуру князя, отвернув его лицо. Лицо, которое передать силой кисти нельзя. Зритель сам должен сложить этот образ в своём сердце. Для Великого князя Дмитрия здесь, на этом поле, нет мёртвых. Все русские воины, отдавшие жизни за Русь, для князя живые. Они и ныне ведут свой бой за нас с вами..."


Тишайший
"...Тишайшим прозвал его, русского Царя, народ.
Это Государь Алексей Михайлович Тишайший. Это он без революционных свор и прорубаний окон в Европу начал вводить элементы профессиональной армии. При нём произошёл раскол, но не была гонима вера. При нём велись победные войны с Литвой. Он был всегда спокоен, хоть и очень тяжёл был его Крест царский.
Мне бы хотелось, чтобы зритель встретился глазами с его взглядом. Подумал о том, нужен ли нам путь демократического буйства - или власть Отца над детьми, Царя над своими подданными?"


Tags: память, художники живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments