Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Category:

Евгений Войскунский...

Скончался писатель-фантаст и журналист Евгений Войскунский. Об этом сообщил Союз писателей Москвы.
Подробнее: https://www.m24.ru/news/utraty/03072020/123999?utm_source=CopyBuf



***
Фантаст советской пробы

Его заприметили братья Стругацкие – и романы фантаста стали печататься один за другим. Но в его мальчике из древнего Шумера цензоры разглядели еврея и обвинили в сионистской пропаганде. После Евгений Войскунский писал только о войне.

Евгений Львович родился в 1922 году в Баку. Еще мальчишкой он зачитывался Александром Беляевым, Гербертом Уэллсом и Жюлем Верном. Так, прочитав «20 тысяч лье под водой», он подолгу сидел на побережье и представлял, что капитан Немо и профессор Аронакс – совсем рядом, идут по морскому дну и беседуют.

https://jewish.ru/ru/events/russia/193549/

При этом, с отличием окончив школу в Баку, он поехал в Ленинград поступать на архитектурный факультет Академии художеств. На выбранный факультет по баллам поступить не удалось ­­­­­– и Евгений был зачислен на факультет истории и теории искусств. Но едва студент перешел на второй курс, как в деканат пришла повестка – и осенью 1940-го, несмотря на ходатайство академии об отсрочке, Войскунский был призван в армию. Новобранцу – как отличнику в учебе – предложили поступить в военное училище, но он искренне считал, что после срочной службы вернется в Академию художеств – и отказался. Он был направлен в Кронштадт, а оттуда – на полуостров Ханко, который на время перешел к СССР после войны с Финляндией.
На Ханко он встретил начало Великой Отечественной войны, участвовал в обороне полуострова, продолжавшейся 164 дня, а затем и в обороне Ленинграда. Уже во время обороны Войскунский стал писать фельетоны и очерки в газету «Красный Гангут», выходившей на полуострове Ханко. Там же был опубликован и его первый рассказ, после чего Евгения взяли в редакцию газеты. Затем он служил корреспондентом газеты «Огневой щит» Кронштадтской военно-морской базы, а после войны успел поработать в армейских газетах Польши и Латвии.
Демобилизовавшись в 1956-м в звании капитан-лейтенанта, он заочно окончил Литературный институт имени Горького и написал на основе реальных событий две книги о моряках – «Первый поход» и «Наш друг Пушкарёв». Тема войны долго оставалась одной из центральных в реалистической прозе Войскунского, к фантастике он пришел неожиданно. Как-то он прогуливался вместе со своим двоюродным братом Исаем Лукодьяновым. Внезапно они услышали визг тормозов на перекрестке. Обернувшись, увидели пешехода, чудом выпрыгнувшего на их глазах из-под колес грузовика в самый последний момент. Делясь эмоциями, братья согласились, что выглядело все так, как будто счастливчик просто прошел сквозь машину. Выстраивая различные, в том числе самые невероятные версии происшедшего и приукрашивая их все новыми фактами, братья вдруг осознали, что нафантазировали целую историю.
Войскунский тут же предложил попробовать вместе сочинить научно-фантастический роман. Идея о предмете, проходящем сквозь другие тела, и легла в основу романа «Экипаж “Меконга”». Войскунский заведовал литературной частью, а Исай Лукодьянов взял на себя технические подробности: по образованию он был инженер-механик, работал после войны в нефтяной промышленности, где занимался разработкой легкосплавных труб для бурения нефтяных скважин.
Сочинение романа заняло два года. Отдельные отрывки публиковались в журнале «Литературный Азербайджан» – и восторженные отзывы читателей привели соавторов к решению направить рукопись в Москву, в издательство детской литературы «ДетГиз». Там она попала в руки к Аркадию Стругацкому, который подрабатывал в «ДетГизе» литературным редактором. Стругацкий тут же порекомендовал роман к печати – летом 1962 года его издали в серии «Библиотека приключений и научной фантастики».
Восторг читателей разделила и критика, причислив роман к «лучшим образцам научной фантастики последних лет». Не менее благожелательными оказались и иностранные критики – они признали роман, изданный на шести языках, «одним из самых интересных событий в советской научной фантастике». Воодушевленные удачным дебютом, соавторы продолжили работу в жанре научной фантастики: составили сборник рассказов «На перекрестках времени», написали романы «Очень далекий Тартесс» и «Плеск звездных морей». Параллельно с творчеством Войскунский много лет вместе с Дмитрием Биленкиным и Аркадием Стругацким руководил всесоюзными семинарами молодых писателей-фантастов
В 1975-м вышел новый роман братьев «Ур, сын Шама». Семидесятые были непростыми для советской фантастики: за «распоясавшимися» – по мнению Госкомиздата – за время «оттепели» фантастами стали пристально присматривать, на руководящие посты редакций фантастики и приключений были поставлены проверенные партийцы. Как известно, в немилость тогда попали и братья Стругацкие. Не обошла эта участь Войскунского и Лукодьянова. За роман «Ур, сын Шама» – о воспитанном инопланетянами шумерском мальчике – их обвинили в сионистской пропаганде и едва ли не идеологической диверсии.
Вот что вспоминал сам Войскунский: «Кому-то из этих национал-большевиков, как бы я сейчас сказал, пришло в голову, что этот Ур из древнего Шумера, попавший в Советский Союз 70-х, древний иудей, присланный учить советскую молодежь. Ну и пошла гулять эта хохма. Роман стали снимать с витрин, пошли выступления. Я писал письмо в ЦК, получил оттуда жалкую отписку. На том дело и кончилось. Но путь в фантастику был мне заказан».
Книги соавторов исчезли с книжных полок на несколько лет и не переиздавались. Лишь в 1980 году был напечатан роман «Незаконная планета», написанный несколькими годами ранее. Это было последнее совместное произведение Войскунского и Лукодьянова, ушедшего из жизни в 1984-м. Фантастику Евгений Войскунский после этого почти не сочинял. Уже в 1996-м он опубликовал роман «Химера», в 2000-м вышла его «Командировка», несколько позже – повесть «Девиант». Но это было уже исключением. В какой-то момент Войскунский признался, что «почувствовал, что необходимо написать о виденном и пережитом». «Война надвинулась на меня с такой неодолимой силой, что противостоять этому я не мог и не хотел, – рассказывал писатель. – У меня созрел замысел, который был реализован в романе “Кронштадт”».
«Кронштадт», опубликованный в 1983-м, был признан одной из лучших книг о войне. Не менее тепло были приняты и его последующие романы о войне, большинство которых основано на лично пережитых автором событиях: «Мир тесен», «Девичьи сны», «Румянцевский сквер», «Полвека любви». Последней книгой, над которой писатель трудился семь лет, стал роман «Балтийская сага», он вышел в 2018-м. Нередко стиль его последних романов определяли как романтический реализм, хотя сам автор считал его реализмом без всяких прилагательных: «Фантазия в литературе необходима, ведь без воображения даже не стоит браться за перо».






Tags: время, литература, память, поэты-писатели
Subscribe

  • Для Марии... бонус

    Некоторые работы разных художников... разных лет Андрей Шильдер Парк, 1880-е годы, Холст, масло. 150 x 108 см, Курская государственная картинная…

  • Живопись... она такая разная

    Автора просто не помню, а искать в интернете - себе дороже... ((( Василий Верещагин _ Картины и рисунки Верещагина Василий Васильевич…

  • Живопись с диска компа...

    ...для друзей-подружек Художник Илья Глазунов за работой над портретом Индиры Ганди, 1973 год. ILYA IBRYAEV -●- Russian painter. М.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments