Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Шельмование Октябрьской революции не только антиисторично, но и антицивилизационно...

Оригинал взят у russkiychelowek в Цивилизованный рынок – это и есть социализм

  • Одной из самых удачных экономических находок династии Тюдоров, скопированной потом в СССР, был «рыбный день». В далёком 1563 году английское правительство акт о поддержке английского флота: вся морская перевозка товаров в Англии передавались в руки английских судовладельцев.

    В целях поощрения рыболовного флота устанавливались дни, когда всем англичанам приказали есть рыбу. Перед нами одна из первых попыток планировать в национальном масштабе экономический процесс. Английская корона стремилась поддержать рыбаков, из которых черпались кадры для военного флота.

    Вмешательство в рыночный процесс свободных обменов создало, с одной стороны, государственный заказ, а с другой – плановое потребление произведённого госзаказом…

    Много лет изучая мировую историю, я пришёл к выводу, что для экономики нет иной формы цивилизации, чем советизация. Причина проста: вполне совершенная в своей логической завершенности модель рыночных отношений существует уже в животном мире. Всякая тварь там представляет собой независимую фирму, не стеснённую ни административными барьерами, ни ограничительными законами, ни налогами, ни самим государством. Отсутствует коррупция.

    Взаимовыгодные сделки в виде симбиозов – носят капиталистический характер, то есть никак не связаны с благом и интересами третьих лиц, остающихся вне сделки. Имеется развитый институт частной собственности (большинство самцов разных видов метят свои кормовые участки и дерутся за них).

    То есть именно в животном мире мы встречаем полноту тех отношений, которые либеральные экономисты пытаются внедрять своими «дерегулированиями» и «разгосударствлениями».

    Но если маленький налог лучше большого, то ведь ясно, что отсутствие налогов лучше их наличия. Если «чем меньше государства, тем лучше», тогда лучше всего – полное отсутствие государства. Тем более если оно «мешает бизнесу»…

    И враги рынка, и его горячие сторонники утверждают одно и то же: рынок сближает человека с животным миром. Но в таком случае какой же выход у цивилизации – если не преодоление рынка, то есть дикой первобытности, первобытного хаоса сговоров и пожираний?

    До тех пор, пока человек не имеет детально расписанных обязанностей и столь же детально гарантированных благ – он в сущности ещё не вышел из самой примитивной и самой первобытной своей формы – охотника и собирателя.

    Жизнь такого человека полна неожиданностей и роковых поворотов. Он бредёт по первобытной саванне, полной хищниками – то находя много пищи, то совсем её не находя. Но самое важное – он неспособен стабилизировать процесс получения благ. Он – заложник обстоятельств. Он не в силах покорить себе стихию непредсказуемости, вынужден поклонятся ей и приносить ей кровавые жертвы.

    Всякий рыночный человек, даже в галстуке и с золотыми часами – всё равно остаётся типологически лишь примитивным охотником и собирателем первобытных джунглей.

    Поэтому я согласен с утверждением К. Маркса, что вся история человека до социализма есть всего лишь предыстория человечества.

    Всякое движение цивилизации вперёд оказывается советизацией, а всякая десоветизация – откатом назад и вниз.

    Даже в глухом средневековье любое государство одним фактом своего существования уже отдалённо напоминало «совок» – а при попытках «дерегулирования» вместе с «совковостью» стирались и государство, и закон, и цивилизация.

    Но, в отличие от Маркса, я не склонен считать социализм неизбежной стадией. Он неизбежен только в случае роста человечества. Однако если начался процесс умственной и нравственной деградации, люди могут упасть на любую из примитивных стадий, включая и самую первейшую.

    Я «психоцентрист» – то есть убеждён, что любые средства производства сугубо вторичны, а всё начинается с проекта, проект же в голове человека. Внутренний духовный рост человека совершенствует и мир вокруг него. Растущий человек с неизбежность приходит к отношениям, которые и в I, и в XVIII, и в ХХ веках именовались «коммуной».

    Современные антисоветчики пытаются представить революцию, которой исполнилось 100 лет, как событие преступное, вредное и бесполезное. По их мнению это чёрная дыра, «из-за которой Россия проиграла ХХ век». В советской истории они не видят ничего кроме мрака и мерзости.

    Конечно, бумага всё стерпит. Но как учили ещё святые Отцы ранней Церкви – «Слова опровергаются словами, а что опровергнет жизнь?»



  • Можно что угодно врать о прошлом, в котором никто из современников сам не жил; гораздо труднее врать о дне сегодняшнем, который омерзителен по факту и имеет тенденции углубляться в трясину мерзостного расчеловечивания.

    Мне очевидно: это не последствия злой воли конкретных тиранов вроде Ельцина, Собчака или Порошенко – а неизбежное следствие инфернального выбора, чей вектор направлен однозначно вниз. Нельзя проповедовать чисто животные отношения среди людей, поощрять зоологическую архаику «рыночной конкуренции» в человеке – и не получить материальной разрухи и духовного распада гибнущей цивилизации.

    Шельмование Октябрьской революции по формуле «если бы её не было – было бы лучше» не только антиисторично, но и антицивилизационно. Недаром у шельмователей нет никакого образа светлого будущего.

    Можно признать, что Октябрь есть колоссальные инвестиции в общечеловеческий прогресс, при которых основные расходы взял на себя русский народ, а большую часть бонусов получили другие народы. Выходит не совсем справедливо – сажали яблоньку одни, а яблочки с неё собрали другие… Но человечество получило огромный импульс, сделавший ХХ век «весной человечества» и одновременно «русским веком».

    Если мы сравним бедняка из 900 года с бедняком 1900-го, то увидим, что материальное положение его через 1000 лет истории стало в чем-то даже хуже. Ведь в 900-м году человек жил среди дикой природы, изобильной рыбой, птицей, боровым зверем, землёй и т.д. Его часто убивал хищник или другой человек, но он не голодал и не ломал голову над вопросом – где взять дров для печи или строительный материал для своего дома?

    В 1900 году эти вопросы стали актуальными для более чем 90% населения Земли. Накоплены колоссальные научные знания и культурные сокровища – но все они лишь потешают узкую верхушку общества.

    Тысячелетиями человечество не умело конвертировать накопленные духовные "блага просвещения" в массовые бытовые удобства и «ширпотреб». Тысячелетиями не решалась проблема регулярно приходящего голода (последний голод в США с многомиллионной смертностью среди голодающих – 30-е годы ХХ века!).

    Скажут – ведь и при советской власти был голод! Но ведь она же не с неба спустилась, она вырастала из прежней экономики. Голод случился один раз, в начале великих преобразований, и потом был преодолен навсегда. А для рыночной экономики голод – явление циклическое, сопутствующее. Он приходит и уходит, снова и снова...

    ХХ век кардинально отличается от блеклой череды десятков предыдущих веков. Да, конечно, он использует научно-техническое наследие этих веков – подобно тому, как миллионы технических приборов, пошедших в серию, копируют первый опытный прибор.

    Но только после Октября 1917-го культура, образование, гигиена, права человека входят в массовое употребление. Ведь до СССР человечество не только в Космос не летало, но и пенсии по старости не имело. Как и всеобщего среднего образования или всеобщего медицинского обслуживания, даже платного – не говоря уж о бесплатном.

    До СССР научно-технический прогресс, попавший в руки хищной буржуазии, начинал со сладких сказок о «золотом веке развития» – но продолжил беспрецедентной мировой бойней, в которой социальные хищники выясняли чисто зоологический вопрос: кто из них круче?

    Даже самые лютые ненавистники большевизма, приписывающие ему развязывание Второй мировой войны – не могут приписать большевикам развязывание Первой. Первую, очевидно, заварили венценосные особы с буржуазным парламентаризмом, и это окончательный факт, броня!

    Зачем нужны были эти тысячи километров фронтов, опоясавших всю землю – взамен решения материальных и культурных проблем с новыми техническими возможностями?

    А очень просто: наука наукой, а зверь-то внутри человека играет, благотворительность кажется этому зверю занудством, а драка – веселухой…

    Но в 1914-18 годах банкиры из-за своей алчности только газами целые полки травили, а в наши дни у них уже ядерное оружие, задумывались вы над этим?

    И если они опять, как бесноватый кайзер, задумают начать выяснять, кто круче – то возвращаться придётся уже куда-то в район Неандерталя…

    Сами рыночные механизмы, унаследованные нами от дикой природы, а уж тем более их антицивилизационное «расширение и углубление» – создают эффект «сумасшедшей езды во взбесившемся поезде». Они способны в определённых обстоятельствах дать бешеный рост – но именно бешеный: это не то, что я разумом хочу вырастить и выращиваю.

    Глупо радоваться скорости езды – если не знаешь, куда едешь и не управляешь транспортным средством!

    Никакой рыночный механизм не даёт ни устойчивости, ни стабильности, ни уверенности в завтрашнем дне. Потребление в нём превращается в раковую опухоль, которая растёт не до нормальных размеров, а заполняя всё пространство и пожирая все остальные органы. Рыночное потреблядство богатых – психическая онкология, безразмерный рост заклинившей мотивации.

    Обратной стороной этого выступает гибель всего, что за гранью потреблядства и всех, кто оказался за его пределами. «Культура и бедные всегда умирают вместе». Если нет заботы о бедных – то нет и внутренней культуры в человеке.

    Политические свободы рядом с социальной обеспеченностью – проблема микроскопическая, и к тому же сугубо вторичная.

    Понятно, что в обществе нищих, шантажируемых работодателями людей не будет политических свобод при любой конституции. Напротив, в обществе людей благополучных, не обездоленных – политические свободы появятся сами собой, даже если их никто на уровень законов и не запишет…

    Безусловно, советская власть, которая осуществляла рывок невероятного масштаба, сжимая столетия в года, в процессе сжатия порой и превышала допустимую скорость перемен, и совершала досадные ошибки.

    Не нужно отмахиваться от всего деструктивного, мракобесного, нелепого и токсичного, что из океана идей попало в труды и практику Маркса, Ленина, Сталина. Наоборот – всё это должно быть тщательно изучено, и на ошибках первых лет советской власти нужно искать более эффективные средства достижения главной цели человеческой цивилизации.

    Но нельзя смешивать работу над ошибками – и отрицание самой необходимости цивилизационных преобразований.

    Николай Выхин


Tags: здравый смысл, история, правда жизни...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments