Оригинал взят у
Местечко Лахва в Брестской области вошло в историю Второй Мировой Войны как Брестская крепость евреев.
Именно здесь, 3 сентября 1943 года произошло первое восстание узников еврейских гетто против нацизма.
До войны Лахва была обычной белорусской деревней, в которой помимо белоруссов и русских проживали также евреи.
Нацисты превратили Лахву в еврейское гетто, куда согнали евреев со всей Брестской области.
Лахва была не единственным гетто, где действовала подпольная организация, осуществившая восстание против палачей-нацистов и их пособников.
Подпольные группы и организации действовали по меньшей мере в тридцати гетто на территории оккупированной Белоруссии.
Далеко не везде подпольщикам удалось осуществить свой план и поднять узников на восстание.
Где-то подпольные организации были раскрыты нацистами из-за провокаторов, а где-то нацисты сумели опередить повстанцев.
По оценкам разных исследователей, из тридцати гетто на территории Белоруссии, в которых действовали подпольные группы, восстание удалось осуществить лишь в пятнадцати.
Имена многих руководителей и активных участников этих восстаний неизвестны до сих пор.
И не только в Белоруссии, но и на остальных оккупированных территориях Советского Союза.
Связано это с тем, что большинством, если не сказать подавляющим большинством восстаний в еврейских гетто, руководили коммунисты или бывшие командиры(в большинстве своем также коммунисты) Красной Армии.
В условиях Холодной Войны на Западе упоминать заслуги коммунистов считалось очень дурным тоном, а в СССР тема Катастрофы европейского еврейства полностью замалчивалась.
Исключение составляет Восстание в Собиборе.
В гетто Лахвы была несколько иная ситуация: здесь подпольем руководил Ицхок Рохчин - до 1939 года один из лидеров сионистского движения на оккупированных Польшей западных областях Белоруссии.
Более того, Ицхок Рохчин возглавлял военно-спортивную сионистскую организацию "Бейтар", многие участники которой оказались в гетто вместе со своим лидером.
Их имена известны. Это Ошер Хейфец и Моше-Лейбе Хейфец, Давид Файнберг и Мойша Колпаницкий.
До восстания 3 сентября 1942 года многие из будущих повстанцев служили в юденрате и еврейской полиции гетто.
Эта служба у нацистов не только давала больше шансов выжить, но позволяла быть в курсе жизненоважных новостей.
Так председатель юденрата в Лахве Дов Лопатин и его приближённые оказались в курсе нацистских планов по ликвидации гетто.
Более того, нацисты попытались задействовать Лопатина и юденрат для ликвидации гетто, обещая за помощь жизнь самому Лопатину и его помощникам.
Но Лопатин, участвовавший в подпольной организации гетто, не купился на посулы нацистов.
Накануне ликвидации гетто он собрал руководство подполья и, фактически, возглавил восстание.
По-видимому решение о ликвидации гетто застало подпольщиков врасплох, поскольку они не успели запастись ни одной единицей огнестрельного оружия.
План восстания, предложенный Лопатиным был такой: использовать имеющиеся запасы горючих материалов для поджога домов и в суматохе пожара попытаться вырваться из гетто.
Это была практически невыполнимая задача: для ликвидации гетто были привлечены более батальона эсэсовцев, в том числе кавалерийский эскадрон и полиция из местных коллаборантов из соседних областей.
Разумеется, что эсэсовцы и их пособники были хорошо вооружены.
Тем не менее, повстанцы решили сражаться.
Когда эсэсовцы и полицаи начали выгонять людей из домов, Дов Лопатин поджёг здание юденрата, после чего его соратники начали поджигать и другие дома.
Пожар несколько отвлёк карателей и воспользовавшись замешательством, узники бросились на эсэсовцев и полицаев с топорами, ножами и железными прутьями.
В гетто завязался неравный и ожесточённый бой.
Каратели расстреливали из винтовок, автоматов, пулеметов повстанцев, но тем не менее евреям удалось зарубить несколько эсэсовцев и их пособников.
Со стороны узников с нацистами бились все, кто мог держать в руках холодное оружие. Бои шли на каждой улице...
Все повстанцы и в их числе Дов Лопатин и Ицхок Рохчин погибли в бою.
В живых остались лишь несколько сот женщин и детей.
Оставшихся узников нацисты расстреляли в заранее выкопанном рву возле местного рыбхоза.
Героизм повстанцев гетто полностью опровергает созданный отнюдь не антисемитами, а... израильской пропагандой миф о том, что европейские евреи "шли как скот на заклание".
Более того, само выражение "шли как скот на заклание", было выдернуто из листовки-обращения к узникам одного из гетто, но в листовке говорилось: "НЕ пойдём как скот на заклание!"
Но вопрос об отношении в Израиле к выжившим в Катастрофе - это отдельная тема.
А пока, не мешало бы в Израиле, где исследования Катастрофы европейского еврейства являются главной темой научных исследований в гуманитарных областях, восстановить имена всех героев еврейских гетто, сражавшихся против нацизма.
Именно здесь, 3 сентября 1943 года произошло первое восстание узников еврейских гетто против нацизма.
До войны Лахва была обычной белорусской деревней, в которой помимо белоруссов и русских проживали также евреи.
Нацисты превратили Лахву в еврейское гетто, куда согнали евреев со всей Брестской области.
Лахва была не единственным гетто, где действовала подпольная организация, осуществившая восстание против палачей-нацистов и их пособников.
Подпольные группы и организации действовали по меньшей мере в тридцати гетто на территории оккупированной Белоруссии.
Далеко не везде подпольщикам удалось осуществить свой план и поднять узников на восстание.
Где-то подпольные организации были раскрыты нацистами из-за провокаторов, а где-то нацисты сумели опередить повстанцев.
По оценкам разных исследователей, из тридцати гетто на территории Белоруссии, в которых действовали подпольные группы, восстание удалось осуществить лишь в пятнадцати.
Имена многих руководителей и активных участников этих восстаний неизвестны до сих пор.
И не только в Белоруссии, но и на остальных оккупированных территориях Советского Союза.
Связано это с тем, что большинством, если не сказать подавляющим большинством восстаний в еврейских гетто, руководили коммунисты или бывшие командиры(в большинстве своем также коммунисты) Красной Армии.
В условиях Холодной Войны на Западе упоминать заслуги коммунистов считалось очень дурным тоном, а в СССР тема Катастрофы европейского еврейства полностью замалчивалась.
Исключение составляет Восстание в Собиборе.
В гетто Лахвы была несколько иная ситуация: здесь подпольем руководил Ицхок Рохчин - до 1939 года один из лидеров сионистского движения на оккупированных Польшей западных областях Белоруссии.
Более того, Ицхок Рохчин возглавлял военно-спортивную сионистскую организацию "Бейтар", многие участники которой оказались в гетто вместе со своим лидером.
Их имена известны. Это Ошер Хейфец и Моше-Лейбе Хейфец, Давид Файнберг и Мойша Колпаницкий.
До восстания 3 сентября 1942 года многие из будущих повстанцев служили в юденрате и еврейской полиции гетто.
Эта служба у нацистов не только давала больше шансов выжить, но позволяла быть в курсе жизненоважных новостей.
Так председатель юденрата в Лахве Дов Лопатин и его приближённые оказались в курсе нацистских планов по ликвидации гетто.
Более того, нацисты попытались задействовать Лопатина и юденрат для ликвидации гетто, обещая за помощь жизнь самому Лопатину и его помощникам.
Но Лопатин, участвовавший в подпольной организации гетто, не купился на посулы нацистов.
Накануне ликвидации гетто он собрал руководство подполья и, фактически, возглавил восстание.
По-видимому решение о ликвидации гетто застало подпольщиков врасплох, поскольку они не успели запастись ни одной единицей огнестрельного оружия.
План восстания, предложенный Лопатиным был такой: использовать имеющиеся запасы горючих материалов для поджога домов и в суматохе пожара попытаться вырваться из гетто.
Это была практически невыполнимая задача: для ликвидации гетто были привлечены более батальона эсэсовцев, в том числе кавалерийский эскадрон и полиция из местных коллаборантов из соседних областей.
Разумеется, что эсэсовцы и их пособники были хорошо вооружены.
Тем не менее, повстанцы решили сражаться.
Когда эсэсовцы и полицаи начали выгонять людей из домов, Дов Лопатин поджёг здание юденрата, после чего его соратники начали поджигать и другие дома.
Пожар несколько отвлёк карателей и воспользовавшись замешательством, узники бросились на эсэсовцев и полицаев с топорами, ножами и железными прутьями.
В гетто завязался неравный и ожесточённый бой.
Каратели расстреливали из винтовок, автоматов, пулеметов повстанцев, но тем не менее евреям удалось зарубить несколько эсэсовцев и их пособников.
Со стороны узников с нацистами бились все, кто мог держать в руках холодное оружие. Бои шли на каждой улице...
Все повстанцы и в их числе Дов Лопатин и Ицхок Рохчин погибли в бою.
В живых остались лишь несколько сот женщин и детей.
Оставшихся узников нацисты расстреляли в заранее выкопанном рву возле местного рыбхоза.
Героизм повстанцев гетто полностью опровергает созданный отнюдь не антисемитами, а... израильской пропагандой миф о том, что европейские евреи "шли как скот на заклание".
Более того, само выражение "шли как скот на заклание", было выдернуто из листовки-обращения к узникам одного из гетто, но в листовке говорилось: "НЕ пойдём как скот на заклание!"
Но вопрос об отношении в Израиле к выжившим в Катастрофе - это отдельная тема.
А пока, не мешало бы в Израиле, где исследования Катастрофы европейского еврейства являются главной темой научных исследований в гуманитарных областях, восстановить имена всех героев еврейских гетто, сражавшихся против нацизма.