Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Categories:

Тачка свободы

Оригинал взят у y4astkoviu в Тачка свободы
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ "КРАВЧУЧКИ"


Сначала была тачка. Лёгкая, на тонких высоких ножках, с характерным дребезжанием несущаяся по рытвинам и ухабам, которыми богата украинская земля. Рождённая в конце 80-х и гипервостребованная в 90-х, она отличалась мобильностью и выносливостью. Лёгким движением рук превращалась в стул. При необходимости складывалась до размеров школьного портфеля. Что бы ни происходило в стране – от массовой безработицы до первых опытов челночного бизнеса и попыток выжить за счёт пригородных дач – супертачка всегда находилась в гуще событий. Рождение уникального транспорта на конвейере киевского авиационного завода в 1991-м совпало с годом провозглашения независимости Украины. Судьбы двух новорождённых тесно переплелись.

На все 100
В начале 90-х «кравчучку» вызвала к жизни потребность в новых средствах транспортировки – универсальных и демократичных. Работать стало незачем, поскольку людям перестали платить зарплату. Пострадавшие ринулись поднимать торговлю и «фазенды». И тот, и другой вид деятельности требовал колёс. Эти колёса уже ждали своего часа в квартире киевлянина Алексея Сергеева, бывшего военного лётчика, на тот момент инженера-авиаконструктора Киевского авиазавода (ныне «Авиант»).
Создатель самого популярного в стране транспорта, прижившегося под кличкой «кравчучка», сделал его на собственной кухне в 1983 году. К этому его подтолкнули больной позвоночник и необходимость достраивать дом. Сергеев мог поднимать не более 5 кг, а нужно было – тонны. День ушёл на чертёж. Ещё один – на сборку и сварку.
На третий день новенькая тачка прогибалась под тяжестью мешков с цементом, стойко выдерживая до 100 кг. Сергеев хотел поделиться радостью с согражданами, справедливо полагая, что подобная техника нужна каждой советской семье, но от кулибина отмахнулись. Руководство завода отказалось ставить производство повозок на поток, тем самым отрезав пути к авторскому патенту.
Кстати, «кравчучка» – далеко не единственный хит Сергеева. В этой же категории – must have каждой молодой семьи эпохи застоя детская коляска «Мальвина» и стиральная машина «Лыбидь» («малютка»). Возглавляя конструкторский отдел по разработке товаров широкого потребления, Сергеев получил задание победить дефицит. На войну с общим врагом поднялась вся страна, по такому случаю была даже создана организация «Союзпромвнедрение».
Её члены выезжали за рубеж и закупали всё, что приглянулось. Улов демонстрировали руководителям избранных заводов на закрытых выставках.

Стиральная машина «Лыбидь»
Директора выбирали товар, обязуясь внедрить его в производство. На местах инженеры получали задание разобрать добычу на винтики и собрать заново из заводских деталей. Вопроса об авторских правах заграничных поставщиков и местных изобретателей никто не задавал. Прототипом «Мальвины» послужила японская модель. Наша вышла лучше, с поправкой на бездорожье. Созданию стиральной машины «Лыбидь» тоже помогла заграница. Аналогов не имела лишь тележка-«кравчучка».


Полёт «Шмеля»
Золотые, точнее, алюминиевые времена для тачки Сергеева наступили в 1991-м. Как и многие другие предприятия страны, Киевский авиазавод пытался выжить за счёт производства непрофильных, зато дефицитных товаров: упомянутых стиральных машин, колясок, игрушек и конструкторов. Но с 1990 года в Украине резко упала рождаемость, и спрос на товары для детей практически угас. Вот тут-то и пригодился новый проект Сергеева, который голодные, но креативные инженеры-конструкторы быстро оживили, запустили в производство и нарекли «складным транспортом для ручной клади «Шмель».
В производстве «Шмеля» участвовали роботы последнего поколения. Детали изготавливались из алюминия высочайшего качества. В ход шли резина, колёса и текстиль от несостоявшихся «Мальвин» и «Зорек». В 90-е годы завод выпускал более 90 000 тележек в месяц – их раскупали со скоростью звука. Производство «Шмелей» не покрывало спрос.
«Ничего удивительного, – считает историк Валентина Конкина. – Ни один человек, хотя бы раз пользовавшийся «кравчучкой», не забудет этот опыт. А таких немало. Эмигранты, увозившие в аэропорт на тележках всё, что могли упаковать. Крестьяне, живущие с того, что удавалось доставить в город и продать. Интеллигенция, тащившая на «кравчучках» стопки книг и коллекции старинного фарфора на блошиные рынки. Наконец, потерявшие интерес к учёбе студенты. Они подгоняли к офисам тележки, гружёные пирожками».
Список был бы неполным без рабочих, увозивших с фабрик и заводов всё, что можно было отвинтить, и представителей малого бизнеса, на тех же «кравчучках» спасавших от рэкетиров накопленное непосильным трудом добро.


Кто во что горазд
Едва появившись на свет, уникальная тележка сразу же породила армию подражателей и эпигонов. Во многом благодаря тому же Алексею Сергееву. Когда он выгуливал гружёную тачку по киевским улицам, его нередко останавливали прохожие и просили набросать чертёж. Тележки, склёпанные народными умельцами из деталей велосипедов и санок, постепенно совершенствовались и обрастали индивидуальными особенностями. «Мой отец, – рассказывает Фокусу симферополец Андрей Ткаченко, – трудился на строительной фирме, нередко в ночные смены. Его самодельная тачка была снабжена встроенным фонарём и радиоприёмником, примотанным к ручке».
Истории известны образцы «кравчучек» с двойным дном, несколькими корзинами для разного вида поклаж и даже тележки с моторчиком. Сергеевскому оригиналу они уступали, как минимум, в прочности, разваливаясь под тяжестью груза. Не дотягивали до авторского образца и заводские модели: у них отсутствовали выдвижные «крылья» для укладки габаритных грузов, резиновые крепежи и способность превращаться в стул. От самодельных собратьев «Шмели» отличались выделкой: сверхлёгкий алюминий и крупные колеса с качественной резиной указывали на благородное происхождение.
По старой советской привычке законнорождёнными «кравчучками» приторговывали из-под полы стихийные бизнесмены, которыми нередко становились работники завода. Не терялись и владельцы единственного экземпляра чудо-транспорта. Дежуря у входов на крупные рынки, они высматривали граждан, навьюченных мешками с сельхозпродукцией, и за умеренную плату подвозили груз куда надо. «Кравчучки» помогали выжить даже служащим метрополитена: в киевском метро существовала такса на провоз гружёных тележек.


Опять об «кравчучку»
Главная тележка Украины продемонстрировала и политическую мобильность. С приходом к власти в 1994-м Леонида Кучмы «кравчучка» быстро переквалифицировалась в «кучмовоз». Правда, новое имя носили всё больше заграничные тележки, сделанные по образу и подобию киевских. Доставленная челноками в страны зарубежья отечественная техника вдохновила польских и китайских изобретателей на плагиат, и в Украину понаехали «тачки-буржуйки». Увы, импортные тележки были громоздкими, вместо дорогого алюминия – дешёвый чёрный металл, резиновые колеса уступили место пластиковым.
Времена тоже изменились. Многие владельцы «кравчучек» сменили профессии. Вчерашние челноки и фермеры стали бухгалтерами и юристами, а их тележки обосновались на дачных чердаках. Но об исчезновении транспортного средства «два колеса и ручка» с лица местных чернозёмов говорить рано. Из коллективного бессознательного народа алюминиевый образ тачки тоже не стёрся. Когда в 2006 году накануне парламентских выборов был создан блок «Не ТАК!» с участием Леонида Кравчука, в ходу был анекдот о том, что политсовет СДПУ(о) решил переименовать «кравчучки» в «нетачки».

Первому президенту вспоминают повозку его имени при каждом удобном случае все кому не лень. Даже Виктор Ющенко не побрезговал: «Люди, жившие в 90-х годах, пусть они даже забыли Леонида Макаровича, но что такое «кравчучка», ни за что не забудут».
С цепкой народной памятью Кравчук борется как может. 13 декабря прошлого года в программе «Шустер Live» экс-президент решительно заявил: «Я про «кравчучку» говорить не буду».
Пока бывшие гаранты публично декларируют своё отношение к складному символу независимости, «Авиант» укрепил позиции «кравчучки», выставив её в своём музее. Завод в любой момент готов возобновить производство «кризисного изделия номер один». Говорят, что даже новый проект готов – складная тележка-ридикюль с раскрывающимися колёсами-шасси. Интересно, чьим именем она будет называться?

Памятник «кравчучке» в Молодечно (Беларусь)

focus.ua, 2011


Tags: жизнь как она есть..., информация, красиво жить не запретишь..., память
Subscribe

  • Донецк, школы и война...

    Игорь Иванов *** Как сообщает глава администрации Донецка Алексей Кулемзин, на 11:00 поступила информация о минировании 34 школ…

  • День рождения актера...

    Заслуженный артист РСФСР АЛЕКСЕЙ МАКАРОВИЧ СМИРНОВ (1920-1979)

  • Донецк... война

    С 16:00 Куйбышевский район Донецка слушает "входящие" на северо-западе. Влад Бердичевский пишет, что с Песок бьют по Жабунькам. Уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments