Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Category:

История окон в России

Оригинал взят у plastikaokon в История окон в России
Нас окружает великое множество вещей, делающих нашу жизнь проще, приятнее и комфортнее. Например, окна: они позволяют солнечному свету проникать в дом, сохраняют тепло и берегут от ветров и морозов, сквозь них мы любуемся городскими пейзажами и умиротворяющими сельскими видами.

Сложно представить, что когда-то окон в домах наших предков не было вовсе! Давайте узнаем, как окна в России проделали путь от узких щелей-дымоотводов до современных профилей из металла и пластика.



Довольно долгое время, примерно до X века, окон в домах древних славян не существовало. Причина этого — в климате. Дом защищал от жары и холода, от ветра и снега, а оконное отверстие сразу бы выстудило помещение. Кроме того, наши предки верили — через отверстия в дом могли проникнуть злые духи.

Начиная с X века у зажиточных людей стали появляться первые своеобразные окна — в двух расположенных друг над другом бревнах делали прямоугольное отверстие. Изнутри такие окна задвигались деревянными дощечками, волоками. Конструкцию назвали волоковым окном. Она предназначалась и для выпуска дыма, и для проникновения естественного света в помещение.



Начиная с XIII века, оконные конструкции стали улучшаться. К двум волоковым окнам, расположенным на фасаде, добавлялось большее по размерам окно, расположенное на боковой стене. Вместе с фасадным волоковым окном, оно освещало участок дома, называемый красным углом. Естественного света хватало на освещение и красного угла, и печи, и пространства около двери. Славяне оценили нововведение и назвали окно «красным», то есть красивым, солнечным. Проем красных окон укрепляли крепкими косяками, отсюда и второе название — косящатые окна.

Примечательно, что светлица, женская комната в верхней части дома, обладала сразу несколькими косящатыми окнами, большими по размеру, по сравнению с остальным домом. Окна в светлице прорубались в трех или даже во всех четырех стенах. Светлицы чаще всего использовались как комнаты для рукоделия.



Оконный проем необходимо было чем-то закрыть. Жители Руси использовали разные материалы, например, промасленную ткань или паюсный мешок рыб (это орган, где хранилась икра), такое окно называли паисным. К натуральным материалам относится и бычий пузырь. Позднее оконные проемы стали закрывать слюдяными пластинами, помещенными в свинцовый переплет. В XVII веке такие окна стали расписывать.

Для защиты от холода и ветра окна дополнительно закрывались ставнями. В некоторых случаях они дополнительно обивались мехом. Щели между стеной и окном закрывались наличниками. Красивое резное оконное обрамление стало отличительной особенностью русского зодчества, ведь причудливые наличники сразу же украшали даже самое простое жилище.



С приходом Петровской эпохи окна стремительно развивались и модернизировались. Оконные проемы становились большими, а Петр I даже издал указ, обязывающий снабжать новостройки большими светлыми окнами. Увеличилось и количество окон в доме. Самые яркие примеры Петровских нововведений — проекты архитектора Трезини. Им же соответствовали Зимний и Летний дворцы, дворец Меньшикова. Оконные проемы стали закрывать стеклом. Петр был очарован французскими окнами, обильно украшенными арочными конструкциями от пола до потолка. Однако нововведение не прижилось: суровый российский климат внес свои коррективы в императорские планы.



Каждый новый архитектурный стиль вносил свои отличительные особенности в дизайн окон. В эпоху господства классицизма в начале XVIII века окна делали прямоугольными с крестообразными переплетами. Эклектика, возникшая в середине XIX века позволяла оформлять оконные проемы в псевдорусском стиле: прослеживались элементы русского зодчества — кокошники, арочки, лепные детали. Европейский стиль ар-нуво конца XIX века реализовался в России как русский модерн. Окна становились сложными по форме, с цветными витражами и переплетением рам.



В начале XX века появился новый стиль — русский конструктивизм и, впоследствие, функционализм. Отдельно стоит отметить интересные находки русских архитекторов, например, знаменитые шестиугольные окна, похожие на пчелиные соты, которые украшают дом Константина Мельникова.

История окон вступила в новый этап в середине XX века с изобретением оконных профилей из ПВХ. Предметы из поливинилхлорида стали выпускать в 50-х годах прошлого века, хотя первые опыты с новым материалом проходили в самом начале века. У архитекторов появились возможности экспериментировать, создавать такие окна, которые были бы одновременно эстетичными и практичными. Инженеры сконструировали новый тип окон, который включал в себя армированный стальной профиль, а значит, пластиковые окна могли служить долго.



В России пластиковые окна стали появляться в начале 90-х годов прошлого века, и от привилегии состоятельных людей за двадцать лет стали повсеместным решением. Теперь ни одна новостройка не обходится без пластиковых окон, а россияне могут выбирать самые лучшие предложения на рынке этих услуг.

Российские окна проделали действительно долгий путь развития, а их история разнообразна и интересна. Пожалуй, самый важный ее итог — то, что мы можем повторить практически любое архитектурное решение, будь то шикарные панорамные окна от пола до потолка, огромные арочные, изящные мансардные или окна причудливых геометрических форм, используя самые современные материалы и профили. Компания «Пластика окон» всегда рада возможности воплотить в жизнь любой исторический пример! http://www.plastika-okon.ru/
Tags: а вы говорите..., дизайн, история, красиво жить не запретишь...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments