Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Какой же на самом деле была советская женщина?

Оригинал взят у nkfedor в Какой же на самом деле была советская женщина?
(из публикаций Андрея Баздырева)



20 марта 2016 года Андрей Баздырев — артист ансамбля имени Александрова, погибший 25 декабря в авиакатастрофе Ту-154, — опубликовал в «Живом Журнале» свою вторую (и последнюю) статью. Этот его пост — о праздничном мероприятии, посвященном Международному Женскому дню 8 марта, устроенном по инициативе региональной первичной организации (ячейки) СВАО движения «Суть времени». Мероприятии, проходившем в помещении московской библиотеки № 56. Кто читал мой пост от 26 декабря, посвященной Андрею, возможно, обратил внимание на упомянутый мною отчет ячейки об этом мероприятии. Сравнив этот отчет с публикацией Андрея, нельзя не заметить, насколько важно было это мероприятие для него самого. Да, согласно замыслу этого праздничного мероприятия с самого начала предполагалось, что на нем будут звучать песни, и что их исполнителем будет, конечно же, Андрей. Так оно, в итоге и получилось — к немалому огорчению Андрея и при полном восторге присутствующих, в первую очередь, женщин. А огорчен он был тем, что очень важные — с его точки зрения — мысли, которые не могли быть изложены иначе как привычной нам прозой, в этом — по существу, сольном его концерте — не прозвучали так, как ему хотелось бы. И опубликованный им пост — попытка восполнить этот пробел.

Советской женщине посвящается



Советская женщина: кто она? Набирая в поисковике словосочетание «советская женщина» обнаруживаем в первой ссылке http://76-82.livejournal.com/5138897.html псевдолиберальную околесицу: «подавляющее большинство женщин «за 30» в Советском Союзе были страшными, неухоженными и с плохими зубами». И сетование на то, что видите ли советская власть виновна в демографических проблемах тем, что «вытащила женщину из «трех К» — и получила одного ребенка в семье» (За право выйти женщинам за рамки Kinder, Küche, Kirche – дети, кухня, церковь — боролись все прогрессивно мыслящие люди в 19 и 20 веках, и возможность для каждой женщины состояться социально была предоставлена именно советской властью).

«Убийственным приговором» советскому строю звучат трагические (прямо Шекспир какой-то) слова:

«В стране победившего социализма для всех гигиенических целей использовалась только вата…».

В общем, как говаривал герой советской комедии: «Мрак, грязь, страх и ничего человеческого». Конечно, сейчас подобный опус воспринимается большинством как грязный пасквиль, чему свидетельство — обилие возмущенных комментариев.

Но какой же на самом деле была советская женщина, какими качествами она обладала, какие ценности исповедовала? Об этом наша ячейка СВАО попыталась рассказать при помощи песни, слова и образа на концерте, прошедшем 5 марта в Библиотеке № 56.

Почему мы решили посвятить наш концерт именно советской женщине? Не только потому, что «Суть времени» является организацией, трепетно относящейся к лучшему в советском наследии, но и потому, что советская женщина — это не прошлое, советская женщина не ушла в историческое небытие в 1991 году. Да и как это могло случиться, если феномен советской женщины возник как ответ на чаяния многих поколений русских женщин. Вобрал в себя основные положительные качества женщины дореволюционной России (скромность, доброта, жажда познания, великодушие, трудолюбие, жертвенность) и, обогатившись достижениями общества, где было недопустимо какое-либо угнетение, стал на многие годы маяком для миллионов физически и духовно терзаемых женщин всего мира.

Да, архетип советской женщины не смогли вытравить никакие Перестройки. Советская женщина живет сегодня не только в наших мамах и бабушках, рожденных в СССР, но и в наших сестрах и подругах, выросших после его исчезновения. И она ещё явит себя обновлённой всему миру.

Наш концерт состоял из трех блоков, каждый из которых был посвящен одной из ипостаси советской женщины: жены, матери, воину. Каждому блоку был предпослан небольшой рассказ. Открывала концерт знаменитая песня Т. Н. Хренникова «Что так сердце растревожено». На экране же шли эпизоды из советских фильмов «Верные друзья», «Баллада о солдате», «Летят журавли». Насколько светлы и чисты образы любви, которые предъявляла советская культура своему народу! Вот сцена безмолвного признания в любви Алёши Скворцова и Шуры, героев «Баллады о солдате», вот сильнейшая сцена встречи безногого солдата со своей женой:





«Все преграды я смогу пройти без робости
В спор вступлю с невзгодою любой…»


Следующей была песня Аркадия Островского «А у нас во дворе» — о безусловной и бескорыстной любви, культивировавшийся советским обществом.

Затем мы, пользуясь случаем, попытались разоблачить один из гнуснейших, как сейчас сказали бы, «мемов» Перестройки: «В СССР секса не было» .

Нашим гостям была продемонстрирована видеозапись знаменитого телемоста Познера — Донахью. Из этой записи ясно видно об отсутствии какого именно секса в СССР шла речь.



Мы и сейчас со всей решительностью заявляем: мы против разжигания животных инстинктов с целью обогащения (речь шла об использовании сексуальных сцен в телерекламе).

Заканчивала «романтический» блок нашего концерта знаменитая песня «Эхо любви» композитора Е. Н. Птичкина, запомнившаяся миллионам советских слушателей в исполнении замечательной певицы — Анны Герман:

«И даже в краю наползающей тьмы
За гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы память мы память
Мы звездная память друг друга»


Исполнение песни сопровождала презентация из фотографий советских женщин, создавших уникальную советскую культуру: актрис Юлии Борисовой, Татьяны Самойловой; эстрадных исполнительниц Анны Герман, Майи Кристалинской, кинорежиссёра Ларисы Шепитько.



Второй раздел концерта был посвящен советской женщине-матери. Как говорили в Советском Союзе: «У нас есть лишь один привилегированный класс — это дети». Слушателям напомнили о том, как советское общество заботилось о детях: и о советском образовании (лучшем в мире), и о детском здравоохранении (сложнейшие операции делались не в Израиле и Германии, а у нас в стране — и успешно, и абсолютно бесплатно), и о возможности для каждого ребенка полноценно и бесплатно отдохнуть, о всемерном развитии творческого потенциала советских детей — у них была возможность участвовать во всевозможных кружках и секциях и опять же («О, проклятый Совок!») … бесплатно.

Не обошли мы вниманием и проблему беспризорности, которой в СССР просто не существовало. Ювенальным технологиям и половым извращениям мы противопоставили классическую советскую семью. В конце интродукции мы вспомнили о том, как заботилась советская власть о детях с ограниченными возможностями здоровья. Если бы не уникальные учебно – реабилитационные учреждения, такие, как например Школа слепоглухонемых в Загорске, которую создали выдающиеся ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков, то никогда бы, обреченные на растительный образ жизни дети, не смогли бы полноценно вписаться в социум. (И не просто вписаться, а подняться к вершинам творческой деятельности, как например А. Суворов, ставший профессором психфака МГУ).

Две песни были посвящены нашим мамам: малоизвестная, но очень проникновенная «Матери» и знаменитая украинская «Рiдна мати моя» — на слайде цветущий советский Киев, ещё не вкусивший прелестей самостийности. Заканчивала наш второй блок — малоизвестная, но очень трогательная песня из репертуара Анны Герман «Идёт ребёнок по земле». Здесь с большим теплом и любовью рассказывается о человеке, недавно пришедшем в наш мир, о чуде человеческого бытия:

«Идёт хозяин завтрашнего дня
Носитель негасимого огня
Так пусть его повсюду радость ждёт
Ребёнок по большой земле идёт!»


Эту песню оформляли слайды с фотографиями советских детей: вот мама искренне радуется своему маленькому сыну, её лицо не омрачено страхом, ей нет нужды где-то изыскивать средства на самое необходимое. Вот дети с увлечением учатся, вот наслаждаются беззаботной игрой — они защищены советским государством и от физической, и от нравственно-психологической агрессии. Вот только закончился бой, освобождена от фашистских оккупантов советская деревня и наш боец, отложив в сторону ещё не остывший ППШ, кормит из походной миски годовалого сироту.





Перед заключительным блоком концерта была исполнена знаменитая «Черноглазая казачка».

Завершали наш концерт песни, посвященные женщине – воину. Советская женщина отличалась глубокой любовью к своей Отчизне. История не знает такого массового участия женщин в боевых действиях, как в Великую Отечественную войну. И факты говорят о том, что это был глубинный порыв, а не насильная мобилизация властью всех, кто мог держать оружие. Среди добровольцев, в первые дни войны подавших заявления об отправке в действующую армию, до 50% ходатайств было от женщин. Женщины плечом к плечу с мужчинами служили медиками, лётчицами, снайперами, в частях ПВО, связистками, разведчицами, шофёрами, топографами, репортерами, даже в танковых частях, в артиллерии и пехоте. Женщины — активные участники подполья, партизанского движения.

Прозвучали песни, посвященные теме «женщина и война»: «Темная ночь», «Казаки в Берлине», а в самом конце прозвучала знаменитая «Катюша». Под эту песню мы вспомнили наших женщин – героев: снайперов — Людмилу Павлюченко, Наталью Ковшову, Марию Поливанову; летчиц — Марину Раскову, Евгению Рудневу, Валентину Гризодубову; партизанок-подпольщиц — Зою Космодемьянскую, Елизавету Чайкину, членов «Молодой гвардии» — Ульяну Громову и Лидию Шевцову, пионерку-героя Зинаиду Портнову и многих других.





После того, как вместе с нашими гостями «на бис» ещё раз была исполнена «Катюша», на импровизированную сцену вышли член региональной первичной организации (РПО) движения «Суть времени» Анастасия Сулаева и Екатерина Пак. Они подготовили небольшие, но очень интересные рассказы о том, как воспевают Женщину в различных культурах:

(Стихи на арабском читает востоковед Анастасия Сулаева)

ويمر بي طيفها وتسكن الأحلام
جميلة وأحبها واسمها شـــــــآم
ويمر بي طيفها وتسكن الأحلام
جميلة وأحبها واسمها شـــــــآم

شو مرق ع راسك
شـــــو تغيرو ناسك
ليش هيك فيك صار
اجتمع الوجع والنار
صاروا إلك زنار
يا أرض السلام
يا أرض السلام
معليش إلك الله والملايكة حراسك

Мимо меня проходят видения, и оживают мечты.
О прекрасная, я люблю ее и имя ей Шам
О прекрасная, я люблю ее и имя ей Шам
Какие мысли пронеслись в твоей голове?
Как изменились твои люди?
Почему так случилось?
Боль и пожары вокруг
На тебя навели курок
О земля мира
О земля мира
Поможет тебе Бог


Тем самым мы подчеркнули международный характер весеннего праздника.

В заключении мы подарили каждой нашей гостьи по букету тюльпанов:

Подводя итоги, следует сказать, что в целом задумка удалась: мы попытались сделать наш праздник в ключе Сверхмодерна. Мы стремились достичь синтеза из строгих исторических фактов (снабдив их наглядными доказательствами) и художественных образов (соединив песню с разного рода видеорядом и художественным словом). Такого рода многомерные композиции, воздействующие на ум и душу человека, несущие правду о нашем прошлом, наших предках, будем надеяться, в пух и прах разобьют убого состряпанную ложь ненавистников нашей Родины.

До встречи в СССР!

20 марта 2016 года
Андрей Баздырев




Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники | E-mail для связи: gnktnt@gmail.com
Tags: Россия, герои нашего времени, женщины, мои современники, память, правда жизни..., русские
Subscribe

  • Шафл... типа, история

    Современный шафл... Ахан Отыншиев -Шудың бойында. Akhan Otynshiev - Shudyn Boyynda. Shuffle Dance Mix (Video Edit)

  • Бурлаки России...

    Русский музей. Google Arts & Culture Бурлаки на Волге. Картина – Илья Ефимович Репин https://g.co/arts/jbV9gEZiHMW3ZMFaA Игорь…

  • Царь...

    Отрече́ние импера́тора Никола́я II от престо́ла — отречение от российского престола императора Николая II в пользу своего младшего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments