Евгений Семенихин (evgensemenihin) wrote,
Евгений Семенихин
evgensemenihin

Category:

«ВЫБИРАЙ СЕБЕ ДОРОГУ С ПИОНЕРСКИХ ЮНЫХ ЛЕТ»

Оригинал взят у domestic_lynx в «ВЫБИРАЙ СЕБЕ ДОРОГУ С ПИОНЕРСКИХ ЮНЫХ ЛЕТ»
Такая была у меня тема сочинения по литературе в 8-м классе. Большинство писало про выбор профессии. Ну, какие тогда были профессии? Инженер, рабочий, врач, учительница. Ни тебе маркетолога, ни банковского аналитика, ни мерчандайзера.

Тогда, в 70-х годах, в пору зрелого Застоя, вовсю педалировалась тема ПТУ и получения рабочих профессий: рабочих не хватало. В ПТУ можно было поступить после 8-го класса, проучиться три года и получить полноценный аттестат, дававший право поступления в вуз наравне с выпускником школы плюс профессия. Сегодня кажется, что очень хорошая возможность, но тогда в ПТУ тянули просто на аркане: все хотели в 9-й класс, особенно родители. Помню, по вёснам в ЦПКО им.Горького устраивали мощный праздник с дискотеками и самодеятельностью, рекламирующий разные московские ПТУ. Но несмотря ни на что народ стремился в вузы.
Уже тогда сформировался идеал работы: сидеть в конторе и ни за что не отвечать. Не всем удавалось, но идеал был. Впрочем, так вот прямо тогда формулировать стеснялись, был некий страх божий, но и «на передний край труда и борьбы» – никто особо не стремился. Не то, что рабочим, но даже в качестве инженера работать на производство шли те, кому не удалось пристроиться в НИИ или в иной какой конторе. Кто-то из мудрых немцев сказал, что война начинается в сердцах людей, когда ещё не стреляют пушки. Наша деиндустриализация активно происходила в сердцах людей ещё тогда, когда советская власть стояла нерушимо, а заводы работали, выполняли план, вводились новые мощности… Но работа в индустрии уже стала непрестижной и нежеланной. Мои родители, выпускники инженерных вузов послевоенной поры, рассказывали: в их время тех, кто не прошёл по баллам на инженерные специальности, отправляли на экономические факультеты. Гораздо желаннее было стать инженером и пойти работать на производство. В мои годы шкала престижа перевернулась: стало престижным учиться на экономиста, юриста, да хоть на переводчика. В профессии инженера был привкус чего-то устарелого, банального, чересчур советского что ли. В моём, предразвальном, поколении был отчётливый крен в сторону гуманитарных специальностей. Гуманитарных вузов было неизмеримо меньше, чем технических, но в головах и сердцах тренд уже сформировался. Я всегда говорила, что все уродства наших дней вызрели и оформились в эпоху Застоя. Перестройка и капиталистическая революция просто вывела их из-под спуда на общее обозрение.


Не удивительно, что как только стало «всё позволено» - немедленно наоткрывали всяких гуманитарных академий и университетов. Что-нибудь по мировой экономике и международным отношениям. Тогда это звучало как дивная музыка: раньше-то эдакое только в МГИМО изучали, а МГИМО – это для избранных. А теперь заплатил – и порядок: будет тебе международные отношения и всё прочее. За первое вольное десятилетие все стали поголовно юристами, экономистами, менеджерами по внешнеэкономической деятельности или, на худой конец, лингвистами-переводоведами.

Потребовалось ещё десятилетие, чтобы стало окончательно ясно, что все эти юристы по международным отношениям и менеджеры по переводоведению годятся разве что для утешения престарелых родителей: всё-таки дали детям высшее образование. Ни на что иное они не годятся. Ну, ещё сидеть в конторе. Они и сидят – все вместе: юристы, финансисты, филологи, философы и прочие аналитики, занимаясь одним и тем же: выбиванием накладных, переформатированием прайс-листов и обзвоном клиентов. Что наглядно доказывает, что для большинства подобных работ требуется только твёрдое умение читать и пользоваться компьютером.

И вот сегодня что-то сдвинулось. Или готово сдвинуться. Старшеклассники из обычных, не элитных школ начали приглядываться к жизни совсем под иным углом зрения. Они начинают думать о том, чтобы получить какую-то профессию, умение какое-то. Не просто бумагу: в силу бумаги они уже не верят. Или верят гораздо меньше прежнего. И родители смотрят на это дело позитивно. Спрос - на практические специальности. Приятель моей дочки после девятого класса пошёл в среднее специальное заведение (техникум по-старому), где готовят специалистов по автомобилям. Он очень гордился, показывал бывшим одноклассникам свой студенческий билет, рассказывал, что получает аж стипендию. Потом, может быть, станет учиться в авто-механическом вузе. Но это потом, а сначала хорошо бы закончить и поработать, набраться опыта. Этот парень из вполне обеспеченной семьи, прилично учился в школе и по старым прописям должен был бы пойти непременно в вуз. Но – не пошёл. А вот девчонка. Тоже из не бедной семьи, училась старательно, что называется «на четыре и пять». И пошла … нет не на бухгалтера-экономиста - на повариху. Очень довольна, просто в восторге. И место будущей работы уже знает. Моя дочка, глядя на подружку, тоже подумывает о кулинарной профессии, тем более что готовить ей нравится. Будет ли её приятельница поступать в вуз? Об этом пока не думает, но жизнь ведь такая длинная, и она вся впереди.

Сегодняшние подростки, которых принято считать инфантильными и безответственными, думают о будущей работе. И в меру сил пытаются сообразить, куда податься, чтобы получить работу. В их головах утверждается недетская мысль, что надо чему-то научиться, что-то уметь. Не «взгляд и нечто», а что-то конкретное и практичное. Честное слово, не всякому родителю подвластна эта мысль. Родители продолжают мыслить в категориях диплома.

Очень пытаются понять, какие профессии будут нужны. Был такой курьёзный случай. Мою дочку, как члена кружка школьной журналистики, послали брать интервью у какого-то важного дядьки – руководителя московского наробраза. Задание ответственное. Друзья напутствовали: «Разузнай, какие профессии будут самые нужные». Полное разочарование: начальник не раскололся. Ограничился общепринятыми пошлостями: надо найти свою дорогу в жизни, к чему вас тянет – туда и надо идти. Словом, дети сегодня производят впечатление более зрелое, чем отцы.

Я уже давно пишу, что для большинства производимых в обществе работ нужно твёрдое среднее образование. А дальше – кому действительно надо – можно получить и высшее. Сама жизнь это подсказывает. Но не слышат её. Надо бы прислушаться.


Tags: жизнь как она есть..., здравый смысл, образование, умники и умницы, учись пацан...
Subscribe

  • Ситуация на фронте накалится к осени.

    Комментарий о ситуации на линии разграничения военного корреспондента Геннадия Дубового программе "Панорама" на канале "Юнион".…

  • Коррупция...

    *** Китайские товарищи считают, что вор должен лежать в могиле... Большую украденого часть государство вернуло в казну... Подробнее на РБК:…

  • Ностальгия...

    Мой армейский друг, начальник солдатского Клуба в/ч... пел эту песню Капитан, на мой взгляд, пел лучше....

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments